Дизайн внешнего вида
Дизайн внешнего вида
Притча.
Позвольте рассказать вам любопытную притчу о двух неразлучных соседях. Рассказывают, что в небольшом городке, на юге Англии жил ремесленник, который изготавливал для продажи кухонные ножи. Жители охотно раскупали их, но со временем в каждом доме был такой нож, и ремесленнику стало трудно продать свою продукцию. Тогда он обратился к художнику и тот придумал нож с очень красивой ручкой. Ремесленнику удалось быстро продать с десяток красивых ножей, но тем дело снова застопорилось. Тогда он обратился к дизайнеру. И вот что из него вышло. Дизайнер тоже первым делом обратил внимание на ручку ножа. Но в отличии от художника, он думал не только о красоте, сколько об удобстве, и своей цели достиг. Ножом с новой рукояткой было удивительно легко работать, рука не уставала, было приятно держать его в руке. Жители городка быстро оценили достоинство новинки и все ножи отложили в сторону. Они стали на перебой заказывать ножи с новой рукояткой. Затем дизайнер предложил делать нож из прочной стали. Новые ножи можно было не так часто затачивать. И чтобы не тормозить работу ремесленнику, дизайнер предложил красить ручку в коричневый цвет.
Вопрос: Для чего? Кто ответит?
— Нож с такой ручкой легко терялся в картофельных очистках и жители были вынуждены снова и снова обращаться к мастеру за новыми ножами. Замысел дизайнера был точен:
через форму и функцию — к экономической выгоде.
Ремесленник был доволен. Он даже перенёс свою мастерскую поближе к дому дизайнера, так как ему были нужны советы и помощь, и стали они жить не разлей вода. Затем дизайнер придумал нож для чистки рыбы, топорик для рубки мяса, особое приспособление для резки хлеба и много всяких полезных мелочей. С тех пор так и повелось, если увидел успешную мастерскую, то ищи поблизости дом дизайнера.
Так что такое дизайн?
Дизайн от англ. Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок.
Дизайн- это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды. Это проектирование объектов, в которых форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом красива.
Изобразительно-выразительными средствами дизайна являются:
Издавна ремесленник изготавливал вещь, так как учила его традиция. Но 19 веке открыл эпоху технической революции.
Именно к этому времени можно отнести рождение профессии – дизайнер.
В 1851г. состоялась первая Промышленная выставка в Лондоне, которая пока-зала, что разработка промышленной продукции нуждается в специальных ху-дожниках, которые могли бы придать вещам, сделанным с помощью машин, привлекательную форму.
В 1919г. в Германии было открыто учебное заведение, которое готовило художников для работы в промышленности. Называлось оно «Баухауз». В нём преподавали знаменитые художники и архитекторы Вальтер Гропиус, Василий Кандинский, Пауль Клее. В России в начале 20в дизайнеров учили во ВХУТЕМАСЕ ( Высшие художественно-технические мастерские).
Дизайнер – человек занимающийся дизайном. Это художник – конструктор, который занимается проектированием предметов. Дизайнеры- знающие люди и умеющие придумывать новые формы вещей и помещений, предметов. Чтобы стать дизайнером, нужно хорошо считать, хорошо рисовать, но самое главное уметь очень внимательно наблюдать за тем, что и как делают люди. Ведь вы должны догадаться, что будет удобно человеку, а что начнет его стеснять.
Дизайнерская подготовка необходима людям многих профессий; парикмахерам, визажистам, модельерам, флористам, инженерам и т.д.
Издавна ремесленник изготавливал вещь, так как учила его традиция. Но 19 век открыл эпоху технической революции.
Именно к этому времени можно отнести рождение профессии – дизайнер. Если какая-нибудь вещь была удобной, красивой или созданная дизайнером приятной, то говорят хороший дизайн. Мы с вами живём среди вещей. Они должны быть удобны, полезны, доступны и обязательно красивы. Объекты дизайна, так же как и произведения искусства, отражают время, уровень технического прогресса. Такая оценка в равной степени может относиться к автомобилю, и мебели, к кораблю, игрушкам и одежде. Существует огромное количество видов дизайна. С некоторыми из них вы уже знакомы, с какими-то познакомимся сегодня.
Основными видами дизайна считаются:
Промышленный дизайн. Это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и мн. др.. Дизайнеру необходимо позаботиться о том, чтобы форма всех этих изделий была удобной, соразмерной человеку и красивой. На примере автомобиля можно рассмотреть стили и направления в индустриальном дизайне. Автомобили отражают культуру и социальные особенности среды, время и страну, в которой они были сделаны.
Графический дизайн.
Это промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты и др. различные оформительские изобразительные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции, оформление буклетов, бланков, этикеток, визиток.)
Особая область графического дизайна — дизайн книги или её художественное конструирование, заключающееся в создании книжного оформления и конструкции книги в целом),
веб-дизайн(дизайн сайтов и их отдельных элементов, создание графических рекламных материалов в Internet).
Дизайн сред (дизайн экстерьера, дизайн интерьера, экологический дизайн, ландшафтный дизайн, фито-дизайн)
Дизайн экстерьера.
Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того, что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что-то ещё.
Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой.
Дизайн интерьера.
Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний — архитектурное, внутреннее пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка внутренних помещений зданий.
Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы его практическому и эстетическому назначению.
Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но наряду со спросом развивается и рынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного дизайна интерьера.
Ландшафтный дизайн.
Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать, как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения, разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему, зону отдыха, детскую площадку. Раньше таких работников называли устроителями садов и парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев.
Экологический дизайн.
Экодизайн — это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно.
Экодизайн определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты окружающей среды. Экодизайн — естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму.
Основными принципами экодизайна являются:
- Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов, производство которых не влияет негативно на экологию (например, бамбук, который очень быстро растет).
- Нетоксичность, гипоаллергенность материалов.
- Использование энергосберегающих технологий.
Дизайн имиджа человека (визаж, или искусство макияжа, дизайн причесок, дизайн одежды, обуви, аксессуаров).
Арт-дизайн — Это проектирование таких объектов, которые не имеют прямого функционального назначения, но будучи созданными, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемым к произведениям искусства. Объекты кажущиеся совершенно бесполезными, могут приобретать значимость как скульптура, памятник, сувенир
Создание новой вещи – сложный творческий процесс, в котором участвуют различные специалисты: учёные, инженеры и дизайнеры. Роль дизайнера очень велика. Он задумывает вещь, не только форму, но и характер пользования. Дизайнер должен иметь широкий кругозор, большую культуру, ему необходимо чувство истории, он должен разбираться в современных технологиях.
От чего зависит форма? (От функции предметов, которые они выполняют). Например, ложка должна быть удобна, что бы ею есть. Она должна быть соразмерна руке и рту человека. Но она должна быть ещё и красивой.
Если какая-нибудь вещь, созданная дизайнером, была удобной, красивой или приятной, то говорят хороший дизайн .
Такая оценка в равной степени может относиться как к автомобилю, мебели, к кораблю, игрушкам и т.д., так и к дизайну интерьера.
Принципы дизайна
Эстетические — гармония, цветовое оформление, выбор стиля.
Эргономические (функциональные) — удобство пользования
Гармония — согласованность предметов. Именно этим занимаются хозяйки, создавая и поддерживая в доме чистоту и уют, согревая своими чувствами пространство дома, одушевляя своим вниманием каждую вещь.
80 гениальных примеров дизайнерских решений
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Среди сотен тысяч работ, появляющихся ежедневно на сайтах о дизайне, не так много тех, которые заслуживают отдельного внимания. Крутой дизайн — это не просто необычная идея, но и ее не менее необычное воплощение. И, конечно, любая вещь создается человеком для человека, а потому должна стать частью его жизни, как недостающий пазл.
Во всем мире дизайнерами создано немало интересных и полезных штуковин, и среди них AdMe.ru отобрал самые выдающиеся.
Для настоящей битвы подушками
Мир был бы более спокойным местом, если бы мы почаще дрались подушками. Дизайнер Брайан Ку тоже так считает. Специально для любителей подушечных боев он придумал мягкие ятаганы, нунчаки, гранаты и все в таком духе.
«Расцветающие» фонари
У жителей Иерусалима появилась возможность полюбоваться необычной инсталляцией: гигантские 9-метровые уличные светильники, выполненные в виде цветов, раскрываются, как только к ним приближается человек или проезжает транспорт.
Стиральная машина с дозагрузкой
Для всех, кто сначала закидывает белье в машину, включает ее, а потом обязательно находит вещи, которые забыл положить, наконец придумали это гениальное изобретение. Речь идет о небольшой дополнительной дверце, через которую можно добавить белье прямо во время цикла стирки.
Лампа-облако
Благодаря дизайнеру Ричарду Кларксону теперь в квартире можно «поселить» свое собственное облако. И не простое, а грозовое. Такой необычный дизайн лампы со встроенной акустической системой позволит наслаждаться видом грозового облака, но без единой капли дождя.
КОТОстолики
Эти столики созданы специально для любителей кошек. Они очень понравятся кошкам, обожающим исследовать разнообразные отверстия и укрытия. Каждое изделие состоит из четырех кубов, которые можно составлять вместе, использовать как столы или сиденья.
Светильник из старого пня
Каждый из этих светильников уникален — просто потому, что это самые настоящие пни из леса, в трещины которых вставлены светодиоды. Светильники можно использовать также как сиденье или столик.
Зарядное устройство, работающее от температуры напитка
Подставка Epiphany One Puck использует разницу температур для преобразования тепловой энергии в электрическую. У нее есть две стороны — синяя и красная — для холодных и горячих напитков соответственно. Поместив кружку с горячим кофе или напиток со льдом на подставку, уже через 30 секунд можно подсоединять гаджет через USB и спокойно его заряжать.
Стол с рекой
Художник и дизайнер мебели Greg Klassen создал вот такой стильный стол, через который протекает река. Идеальное сочетание природных и промышленных форм.
Имидж дизайнера. Эпатаж или «Белый воротничок»
Как может выглядеть дизайнер?
Как должен выглядеть дизайнер?
Как окружающие хотят видеть дизайнера?
Давайте, для начала, поговорим о том, кто такой дизайнер, раз уж нам нужно разобраться с тем, как он может (или должен?) выглядеть…
Дизайнер – специалист по дизайну (Большой Толковый Словарь)
Дизайн – Проектирование художественных форм, внешнего вида изделий, производимых промышленностью, фасадов зданий, интерьера помещений и т.п. (Большой Толковый Словарь)
Среди графических дизайнеров существует условное разграничение. Есть дизайнеры-«рекламщики», которые занимаются только проектированием рекламных форм. Есть дизайнеры-оформители, которые работают над версткой и цветокоррекцией иллюстраций для книг, журналов, газет, буклетов, годовых отчетов и пр. И та и другая группа дизайнеров может иметь несколько видов аудитории клиентов. Безусловно, внешний вид дизайнера определяется чаще всего тем, к какому именно клиенту на переговоры он идет.
Теперь о группах клиентов дизайнера:
- Представители госучреждений, административные сотрудники
- Банковские учреждения
- Директорат крупных коммерческих компаний
- Издательства
- Рекламодатели
- Авторы (фотографы, модельеры, ювелиры, художники, которым нужны презентационные буклеты своих работ)
- Прочие заказчики
Логично было бы утверждать, что внешний вид дизайнера зависит от характера встреч, которые запланированы. В рабочее время в своей мастерской дизайнер может выглядеть сколь угодно свободно, удобно и комфортно, чтобы он сам себя чувствовал расковано. Тут уместна любая любимая одежда с любой степенью эпатажа.
Как только дизайнер готовится к встрече кем-либо из клиентов или представителей СМИ, аудитории, коллег, важно учитывать особенности мышления той или иной группы, чтобы быть с ними в общей реальности.
Есть такое правило «Большой селедки». Если ты в стае селедок, ты должен выглядеть большой селедкой. Не килькой, не акулой, не угрем, а именно – селедкой. Но большой!
В той или иной среде с течением времени уже сформировались стереотипы имиджевых канонов, которые важно знать и учитывать при выборе своего наряда.
Например, банковские служащие чаще всего используют нейтральную гамму оттенков при строгом деловом силуэте одежды. Поэтому, готовясь к встрече с представителем банковской среды, рекомендую использовать деловую одежду темных цветных оттенков, например, темно-синюю, темно-оливковую, темно-бордовую. Таким образом, можно будет выглядеть «большой селедкой», заметной среди банковской черно-бело-бежевой «серости».
В госучреждение главное выбрать одежду холодных оттенков и спокойного, консервативного кроя. Ничем особенным желательно не выделяться, так как в организациях такого плана недолюбливают это. Лучше уж быть «как все».
Направляясь в коммерческую компанию, выясните, для начала, специфику деятельности и устоявшиеся каноны. В данном случае будет весьма уместно блеснуть дизайнерским кроем одежды, не выбиваясь из деловой гаммы оттенков. А также очень положительно влияет на имидж дизайнера в среде бизнес-предприятий подчеркнутая художественность образа: аксессуары с оригинальным декором, элементы одежды «дизайнерского» характера.
В силу того, что дизайнер, как специалист, должен уметь рисовать, иметь творческую подготовка, желательно высшее образование по этому профилю, художественный вкус, от представителя данной профессии аудитория ожидает проявления всех вышеназванных качеств в имидже.
Часто можно наблюдать, что человек дизайнерской среды предпочитает различные оттенки серого, графита, цветного серого в гардеробе. Также в почете красный от алого до бордо. Я рекомендую для дизайнера использовать красный по принципу цветового распространения (дополнительно об этом в книге И. Иттена). Это производит великолепный эффект, подчеркивая творческий оттенок личности и привнося динамику в образ.
В процессе подготовки этого материала, я взяла короткое интервью у достаточно известного в полиграфических кругах дизайнера Елены Сократовой. Вот что она говорит о своем опыте формирования имиджа для важных переговоров с различными заказчиками: «К банковскому служащему отдела рекламы я приезжаю на встречу в терракотовом костюме делового кроя из нубука. Стараюсь аксессуары использовать спокойные. Для встреч с представителями госучреждений у меня есть специальный скромный деловой костюм светло-голубого оттенка.
В директорат крупной компании я люблю отправляться в качественных деловых костюмах с элементами оригинального декора, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к представителям мира искусства. Обязательно захвачу дизайнерскую сумочку с оригинальным декором.
Вообще, всегда действую по обстоятельствам. Одно могу сказать смело: не раз наблюдала ситуацию, когда ярко-оранжевый или салатовый костюм потрясающе креативного кроя, расстраивал крупные сделки. Уверена, что дизайнер должен чувствовать партнера на переговорах и одеваться соответственно ситуации. А на работе предпочитаю свободный стиль, чтобы ничто не стесняло движений».
Есть категория дизайнеров, которые ходят в одной и той же одежде, не обращая внимания на свой имидж, довольствуясь временными нерегулярными заказами. Это их выбор, это их стиль.
Коммерческий дизайнер, который привык зарабатывать много, будет стремиться всегда выглядеть стильно, дорого, оригинально. Важно только не переборщить с оригинальностью. Некоторые клиенты настороженно относятся к резкому эпатажу, и сделка может сорваться.
Что же выберет дизайнер для себя: белый воротничок или эпатаж, решит каждый самостоятельно.
Добавлю лишь, что когда мне необходима помощь графического дизайнера, я обращаюсь по адресу, размещая заказ на изготовление внешнего вида (дизайна) той или иной печатной продукции. Когда дизайнеру понадобится помощь в разработке имиджа, я считаю разумным обращаться к имиджмейкеру, как к профессионалу. Ведь каждый должен быть занят своим делом. И, конечно, я, зная ряд законов сочетания цвета, линии, пропорции, могу предположить, что «я и сама без дизайнера справлюсь с разработкой графического дизайна». А также многие дизайнеры, обладая великолепным художественным вкусом, могут предположить, что справятся сами в формировании своего имиджа. Я бы предложила задуматься над тем, а что такого особенного может знать имиджмейкер, чтобы помочь мне улучшить свой имидж?
Уверяю вас, есть пара-тройка секретов моей профессии, которые могут помочь каждому.
Часть из них я включила в свою книгу «Азбука имиджа», работа над которой уже завершена. В скором времени, осмелюсь пригласить вас на презентацию этого издания.
А пока добавлю одно: даже в среде имиджмейкеров существует негласное правило, которое гласит: «Сам себя не консультируешь». Разработкой имиджа должен заниматься кто-то, кто может посмотреть на тебя со стороны во избежание необъективности оценки. Ко мне, например, однажды обращался имиджмейкер одного известного политика с просьбой помочь откорректировать свой имидж. И я сама консультируюсь со своими коллегами, когда в этом возникает необходимость.
Дизайн. Виды дизайна
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: познакомить учащихся с историей и видами дизайна.
Задачи:
Обучающие:
- Углубление эстетического познания.
- Знакомство учащихся с историей и видами дизайна.
Развивающие:
- Развитие композиционного мышления, художественного вкуса.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
- Воспитание собранности, аккуратности.
- Воспитание умения планировать свою работу.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование урока: заготовки (контуры машины), компьютер, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Методы: лекционный, частично-поисковый.
План урока
1. Организационный момент. 3 мин.
2. Цели и задачи дизайна. 1 мин.
3. История дизайна. 3 мин.
4. Презентация «Виды дизайна»:
- промышленный дизайн
- графический дизайн
- книжный дизайн
- визаж
- дизайн одежды
- фитодизайн
- ландшафтный дизайн
5. Практическая часть. 20 мин.
Работа в группах по созданию дизайна. 10 мин.
- 1 группа — проект автобусной остановки.
- 2 группа — эскиз фантазийного макияжа
- 3 группа — дизайн сотового телефона
- 4 группа — эскиз современной школьной формы
6. Представление работ. 4 мин.
8. Домашнее задание. 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. 3 мин.
2. Постановка задачи. 1 мин.
Дизайн — это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.
Давайте разберёмся, почему дизайн так актуален в наше время?
3. Решение задачи.
А) Сообщение ученика на тему «История дизайна
Б) Сообщение целей и задач дизайна.
В) Презентация «Виды дизайна»
Для того что бы решить поставленную задачу, мы с вами познакомимся с историей дизайна, выясним, какие цели и задачи стоят перед дизайном и рассмотрим виды дизайна. Затем мы выполним практическую работу.
А) Сообщение на тему «История дизайна» подготовил ученик.
Б) Цель дизайна — художественное проектирование предметно-пространственной среды человека, конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.
Задачи:
- польза и красота
- удобство
- простота изготовления
- серийность
- транспортировка
- упаковка и т.д.(Слайд №3) 1 мин.
В) Виды дизайна. 20 мин.
Промышленный дизайн. (Слайд № 4,5,6)
Промышленный дизайн — это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Создание новой вещи — сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры.
Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер пользования ею, специфику и место среди других вещей, а от сюда её потребительские и товарные свойства.
Художник всегда выражает себя в своих произведениях. Дизайнеру позволено это делать без каких-либо ограничений.
Графический дизайн (Слайд 7,8)
Графический дизайн — это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы.
Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.
Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы.
Отличительные особенности знака — обобщённость и условность в изображении предметных форм.
Книжный дизайн (Слайд 9)
Книжный дизайн — это новые, разнообразные конструкции книги.
Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.д.).
Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации).
Визаж (Слайд 10,11)
Визаж (искусство макияжа) — участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист — дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом — искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)
Дизайн одежды (12,13)
Дизайн одежды — моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.
Мода — это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.
Фитодизайн. (Слайд 14)
Фитодизайн — составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, а так же целостное оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт помещения и улучшает его микроклимат.
Ландшафтный дизайн. (Слайд 15,16)
Ландшафтный дизайн — дизайн среды. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий, учитывая взаимосвязь зелёных насаждений и архитектурных построек.
5. Практическая часть. (Слайд 17) Работа в группах по созданию дизайна. 10 мин.
Цели: закрепить полученные знания по видам дизайна, развитие художественного воображения учащихся, умение работать в коллективе.
Учащиеся класса делятся на 4е группы для выполнения совместной работы. Перед каждой группой ставится конкретная задача, для выполнения которой учитель обеспечивает рабочим материалом группу — лист бумаги (формат А3), цветные карандаши и фломастеры.
- 1 группа — проект автобусной остановки.
- 2 группа — эскиз фантазийного макияжа
- 3 группа — дизайн сотового телефона
- 4 группа — эскиз современной школьной фор
6. Представление работ. После выполнения работы один ученик из группы представляет разработанный дизайнерский проект группы. 4 мин.
7. Вывод. Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с одним из видов искусства — дизайном, с его многообразием и значением в современном мире. Вы все сегодня были немного дизайнерами 1 мин.
8. Домашнее задание. (Слайд 18) 2 мин.
Разработать ландшафтный дизайн — «Школьная территория».