7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дворянский интерьер 19 века

Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники, дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Итак, немного разобравшись с теремами и избами, переходим непосредственно к усадьбе. Название это происходит от «сажать» или «садить». Под усадьбой традиционно понимается загородная постройка, целый комплекс, куда помимо самого жилого дома входят хозяйственные строения и обширный сад. Принято различать следующие виды усадеб:

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Барон Николай Врангель (брат Петра Врангеля, предводителя Белого движения) в 1902 году отправился в провинцию, чтобы подробно изучить особенности усадеб тогдашних помещиков. Вот как он описывал традиционную усадьбу в своей книге: «Белые дома с колоннами, в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду. ».

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

На этих снимках дом купца Клепикова, расположенный в Сургуте. Хорошо видно обилие текстиля, очень простая отделка, дощатый пол, добротная деревянная мебель. Такую металлическую кровать с пружинами, уверены, многие из вас ещё застали у бабушки в деревне. Обратимся вновь к барону Врангелю, который интерьер усадьбы описывал так: «Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности».

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

На этом фото интерьер усадьбы, построенной в посёлке Медное озеро (под Санкт-Петербургом) архитекторами Еленой Барыкиной и Славой Валовень для коллекционеров антикварной мебели. Почти все предметы меблировки аутентичны, но есть в этом доме и современные реплики, созданные «под старину».

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Отдельно следует упомянуть о том влиянии, которое на интерьер русской усадьбы оказал ампир или поздний классицизм, пришедший из Европы. В рамках помещичьей усадьбы это направление получило название «сельский ампир», став менее помпезным и роскошным.

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Итак, ваш стиль. дореволюционный русский

Как воспроизвести антураж дворянской усадьбы в современном интерьере

С чего начать
Скромность, уважение к истории и правильный выбор места — главные ключевые факторы успешной русской усадьбы.

Чтобы воспроизвести дворянскую атмосферу, большое внимание следует уделять архитектуре. Если речь идет о загородном доме, ни к чему возводить дворец с готическими башенками — достаточно будет скромной двухэтажной постройки (вспомните старые писательские дачи в Переделкине). Непременно позаботьтесь о просторной светлой веранде, да и мезонин, надстройка над центральной частью дома, будет уместен.

К усадебным российским интерьерам как нельзя лучше подходят определения «домашний», «семейный». Дом полон реликвий, доставшихся по наследству, и приятных безделушек, важных исключительно для вашей семьи. В советское время с легким пренебрежением в голосе их называли мещанскими. Сегодня по ним испытывают легкую ностальгию. И сознательно, при помощи декора, пытаются воспроизвести соответствующую времени эмоцию.

Декораторские приемы
Уют, комфорт, размеренный образ жизни — такова философия дворянского стиля. За столько лет она нисколько не изменилась и актуальна даже в современных интерьерах.

Прежде всего, не обойтись без правильной планировки (идеальный вариант — дом постройки начала века), натуральных материалов, винтажных вещей и определенной ауры — ее сложно создать искусственно, но стены, хранящие память о былом, станут залогом этой атмосферы.

После на них появляются обои или даже ткани. На полу — наборный паркет, натертый воском до зеркального блеска. Аксессуарами и украшениями станут картины, витражи, лампы с мягкими текстильными абажурами.

Читать еще:  Арт деко дизайна интерьера

А еще можно отправиться на блошиный рынок или покопаться в бабушкином сундуке, поскольку отправная точка этого стиля — вещи, передающиеся из поколения в поколение.

Чтобы добиться аутентичности, найденные на чердаке вещи — заколку, чайную ложку, портсигар или хрустальный графин — даже не придется специально состаривать.

Кстати, ткани в выбранной стилистике будут уместны и на стенах. Раньше текстильным полотном зачастую закрывали бревенчатые или дощатые стены в усадьбах.

Вы смело можете заменить их обоями с цветочным рисунком, имитирующими набивные ткани. И помните, что флористические орнаменты — одна из характерных черт русской усадьбы и дворянского интерьера (в этом чувствуется близость к классическому английскому интерьеру). Рисунок обоев может повторяться на шторах и скатертях — подобный декораторский ход создаст так называемый «эффект шкатулки».

Настоящая печь
Для большего эффекта настоятельно рекомендуем декорировать печь изразцами (покрытыми многоцветными слоями глазури, керамическими плитками, нередко с изображением пасторальных сценок). Они не только добавят объекту красоты, но и помогут дольше удерживать тепло. Между прочим, изразцовое искусство появилось на Руси еще в X веке; сегодня оно находится в некотором упадке, однако найти достойные гончарные мастерские и оригинальные образцы можно.

Печь в городской квартире с успехом заменит камин. Причем электрический, в этом случае, не самый лучший выбор. Если нет возможности (или разрешения от коммунальных служб) сделать полноценный дымоход, отдайте предпочтение фальш-камину, живой огонь в котором заменят большие белые свечи. Они же помогут создать правильное настроение.

Окна и пасторальные виды
Совершенно точно придется забыть про пластик — чтобы подчеркнуть аутентичную атмосферу, следует выбирать деревянные рамы.

При декорировании окна следует учитывать не только габариты помещения и геометрию самого проема, но и вид, открывающийся на улицу. Стиль дворянской усадьбы располагает к естественности, к природе: свежей зелени, благоуханию сирени, аромату свежих яблок. Поэтому, если ваше окно выходит на рощу или слегка заброшенный сад (где бы вы ни жили — в шумном городе или тихой деревушке), можно и вовсе не закрывать его шторами. Или же отдать предпочтение классическим портьерам с ажурным тюлем, украсив их мягким струящимся ламбрекеном.

Не пытайтесь превратить ваш милый и уютный садик в регулярный французский, с фигурно-стриженными газонами, или, вырубив старые деревья и кусты, наполнить его альпийскими горками. Вся прелесть и романтика «дворянского» садика как раз заключаются в том, что он выглядит немного заброшенным. Пусть даже это достигается искусственно умелыми руками ландшафтных дизайнеров.

Дворянская усадьба — это дом с родословной, наполненный бережно хранимыми, дорогими сердцу предметами, которые стоит выставлять на показ и которыми хочется гордиться. Это дом, где собирается большая и дружная семья, члены которой, возможно, немного консервативны, но почитают традиции и живут в любви и согласии друг с другом.

Если проникнуться этим духом, можно свить свое — настоящее дворянское гнездо.

ПОДЕЛИТЕСЬ С НАМИ В КОММЕНТАРИЯХ…
Что, на ваш взгляд, является отличительными особенностями российского дореволюционного интерьера? Какие приемы помогут повторить его в новом доме или квартире?

Русский жилой интерьер XIX-начала ХХ веков

ИНТЕРЬЕРЫ 1800-1830-Х ГОДОВ

В таком помещении мог находиться дежурный камердинер. Мебель красного дерева с накладками из латуни выполнена в стиле «жакоб».

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Камердинерская

Образцом для Портретной (1805-1810-е гг.) стала соответствующая комната в усадьбе графа А.А.Аракчеева в Грузино. К сожалению, сама усадьба была полностью уничтожена в годы Великой отечественной войны. Портретная оформлена в стиле раннего русского ампира, стены расписаны под полосатые обои.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Портретная, 1805-1810-е гг.

Кабинет (1810-е гг.) был обязательным атрибутом дворянской усадьбы. В представленном в экспозиции интерьере мебельный гарнитур сделан из карельской березы, письменный стол и кресло – из тополевого дерева. Окраска стен имитирует бумажные обои.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет, 1810-е гг.

Столовая (1810-1820-е гг.) – также выполнена в стиле ампир.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Столовая, 1810-1820-е гг.

Спальня (1820-е гг.) функционально разделена на зоны: собственно спальню и будуар. В углу находится киот. Кровать закрыта ширмой. В будуаре хозяйка могла заниматься своими делами – рукодельничать, вести переписку.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Спальня, 1820-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Спальня, 1820-е гг.

Будуар (1820-е гг.) располагался рядом со спальней. Если позволяли условия, это была отдельная комната, в которой хозяйка дома занималась своими делами.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Будуар, 1820-е гг.

Прообразом Гостиной (1830-е гг.) послужила гостиная П.В.Нащекина, друга А.С.Пушкина, с картины Н.Подклюшникова.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1830-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1830-е гг.

Кабинет молодого человека (1830-е гг.) создан по мотивам пушкинского «Евгения Онегина» (интересно сравнить его с усадьбой Тригорское, которая стала прообразом дома Лариных из этого романа). Здесь видно стремление к удобству и комфорту, активно используются декоративные ткани. Постепенно исчезает лаконичность, присущая ампиру.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет молодого человека, 1830-е гг.

ИНТЕРЬЕРЫ 1840-1860-Х ГОДОВ

40-е – 60-е годы XIX столетия – время господства романтизма. В это время пользуется популярностью историзм: псевдоготика, второе рококо, неогрек, мавританский, позднее – псевдорусский стили. В целом, историзм господствовал вплоть до конца XIX века. Интерьеры этого времени характеризуются стремлением к роскоши. В комнатах обилие предметов мебели, украшений и безделушек. Мебель делали преимущественно из ореха, розового, сахарданового дерева. Окна и двери закрывали тяжелые драпировки, столы покрывали скатертями. На полы стелили восточные ковры.

В это время становятся популярными рыцарские романы В.Скотта. Во многом под их влиянием возводятся усадьбы и дачи в готическом стиле (я уже писала об одной из них – Марфино). В домах также устраивались готические кабинеты и гостиные. Готика выражалась в витражах на окнах, ширмах, экранах, в декоративных элементах отделки комнат. Для украшения активно использовалась бронза.

Конец 40-начало 50-х гг. XIX века отмечены появлением «второго рококо», иначе называемого «а-ля Помпадур». Оно выразилось в подражании искусству Франции середины XVIII столетия. В стиле рококо были возведены многие усадьбы (например, погибающая ныне Николо-Прозорово под Москвой). Мебель изготовлялась в стиле Людовика XV: гарнитуры из розового дерева с бронзовыми украшениями, вставки из фарфора с росписью в виде букетов цветов и галантных сцен. В целом, комната походила на драгоценную шкатулку. Особенно это было характерно для помещений женской половины. Комнаты на мужской половине были более лаконичны, но также не лишены изящества. Часто они были отделаны в «восточном» и «мавританском» стиле. В моду вошли диваны-оттоманки, стены украшало оружие, на полах лежали персидские или турецкие ковры. В помещении также могли находиться кальяны, курительницы. Хозяин дома облачался в восточный халат.

Читать еще:  Дизайн в архитектуре учебник

Примером вышесказанного служит Гостиная (1840-е гг.). Мебель в ней выполнена из ореха, в декоративной отделке прослеживаются готические мотивы.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1840-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Гостиная, 1840-е гг.

Следующее помещение – Желтая гостиная (1840-е гг.). Гарнитур, представленный в ней, был сделан для одной из гостиных Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, предположительно, по рисункам архитектора А.Брюллова.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Желтая гостиная, 1840-е гг.

Туалетная молодой девушки (1840-1850-е годы) выполнена в стиле «ореховое рококо». Подобная комната могла быть как в столичном особняке, так и в провинциальной усадьбе.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Туалетная молодой девушки, 1840-50-е гг.

В Кабинете-будуаре (1850-е гг.) в стиле «второе рококо» представлена дорогая мебель «а-ля Помпадур», фанерованная розовым деревом, с вставками из золоченой бронзы и расписного фарфора.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет-будуар, 1850-е гг.

Спальня молодой девушки (1850-1860-е гг.) поражает своей пышностью, она также является образцом «второго рококо».

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Спальня молодой девушки, 1850-60-е гг.

ИНТЕРЬЕРЫ 1870-1900-Х ГОДОВ

Этот период характеризуется сглаживанием различий между дворянским и буржуазным интерьерами. Многие старые дворянские фамилии постепенно беднели, уступая влияние промышленникам, финансистам, людям умственного труда. Оформление интерьера в этот период начинает определяться финансовыми возможностями и вкусом владельца. Технический прогресс и развитие промышленности способствовали появлению новых материалов. Так, появилось машинное кружево, окна стали украшать тюлевыми занавесками. В это время появляются диваны новых форм: круглые, двусторонние, совмещенные с этажерками, полочками, жардиньерками т.п. Появляется мягкая мебель.

В 1870-е годы под влиянием Всемирной выставки в Париже 1867 г. в моду входит стиль Людовика XVI. Второе рождение переживает стиль «буль», названный так по имени А.Ш.Буля, работавшего при Людовике XIV – мебель декорировалась черепахой, перламутром, бронзой. Комнаты этого периода украшаются фарфором русских и европейских заводов. Стены украшали многочисленные фотографии в ореховых рамках.

Основным типом жилища становится квартира в доходном доме. Ее оформление характеризовалось часто смешением стилей, сочетанием несочетаемых вещей лишь по общности цвета, фактуры и т.п. В целом, интерьер этого времени (как и архитектура в целом) носил эклектический характер. Комнаты подчас более напоминали выставочный зал, нежели жилое помещение.

Входит в моду псевдорусский стиль. Во многом этому способствовал архитектурный журнал «Зодчий». Загородные дачи часто строились в этом стиле (например, подмосковное Абрамцево). Если же семья жила в квартире, в псевдорусском стиле могла быть отделана одна из комнат, как правило, столовая. Стены и потолок обшивались панелями из бука или дуба, покрывались резьбой. Часто в столовой стоял массивный буфет. В декоративном оформлении использовались мотивы крестьянских вышивок.

В конце 1890-х годов складывается стиль модерн (от фр. moderne — современный), выражающийся в отказе от подражания, прямых линий и углов. Модерн – это плавные изогнутые природные линии, новые технологии. Интерьер в стиле модерн отличается единством стиля, тщательным подбором предметов.

Малиновая гостиная (1860-1870-е гг.) поражает своей пышностью и роскошью стиля Людовика XVI в сочетании со стремлением к удобству и комфорту.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Малиновая гостиная, 1860-е гг.

Кабинет (1880-е гг.) отличается эклектичностью. Здесь собраны разные, часто несочетаемые предметы. Подобный интерьер мог быть в доме престижного адвоката или финансиста.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кабинет, 1880-е гг.

Столовая (1880-1890-е гг.) выполнена в русском стиле.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Столовая, 1880-90-е гг.

Кленовая гостиная (1900-е гг.) – прекрасный образец стиля модерн.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Русский жилой интерьер XIX-нач.XX вв. Кленовая гостиная, 1900-е гг.

Таким образом, перед нашими глазами прошел весь XIX век: от ампира с его подражанием античной культуре в начале века, через увлечение стилями историзма в середине века, эклектики второй половины столетия и неповторимого, ни на что не похожего модерна на рубеже XIX-XX веков.

Киоты в дворянском и крестьянском интерьерах первой половины XIX века

Русский жилой интерьер первой трети XIX в., периода развитого классицизма, именуемого «ампиром», представляет для нас большой интерес. Этот этап русской культуры и вопрос о роли икон во внутреннем убранстве помещичьих домов заслуживают детального рассмотрения, т.к. обусловливают типологические основы музеефикации барского дома. Специальных работ по рассматриваемой проблеме практически нет, поэтому прибегнем к помощи «очевидцев», современников эпохи, и имеющимся изобразительным материалам.

Иконы были неотъемлемым элементом убранства жилого интерьера русского быта. Они занимали важное место в повседневной жизни. Д.Д. Благово, вспоминая о своей тетушке, писал: «Во время обедни прибежали ей сказать, что ее дом горит.
— Спасите прежде всего иконы, бумаги и книги, а там что можете, а как скоро кончится служба, возвращусь и я, на все воля Божья».

Иконы в помещичьих усадебных домах были настолько привычны, что отсутствие их принималось как отступление от нормы. С.Т. Аксаков для того, чтобы показать отрицательный образ героя, подчеркивает отсутствие икон в комнате: «Прасковья Ивановна стояла на коленях и со слезами молилась богу на новый церковный крест, который горел от восходящего солнца перед самыми окнами дома: никакого образа в комнате не было».

Не случайна реплика Печорина в повести Лермонтова «Тамань»: «Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа — дурной знак!»
Вот строки из поэмы М.Ю. Лермонтова «Сашка»:
Свеча горела трепетным огнем,
И часто, вспыхнув, луч ее мгновенный
Вдруг обливал и потолок и стены.
В углу переднем фольга образов
Тогда меняла тысячу цветов,
И верба, наклоненная над ними,
Блистала вдруг листами золотыми.

В помещичьих усадебных домах иконы могли быть и в парадных комнатах.
В повести «Детские годы Багрова-внука» Аксаков так описывает приезд семьи Багровых в родовое имение: «Мы заняли гостиную. С нами была железная двойная кровать, которая вся развинчивалась и разбиралась. . Мне было сначала грустно, потом стало скучно, и я заснул. Не знаю, сколько времени я спал, но, проснувшись, увидел при свете лампады, теплившейся перед образом, что отец лежит на своем канапе, а мать сидит подле него и плачет».
У Толстого в повести «Юность» читаем: «В диванной, куда нас провел Фока и где он постлал нам постель, казалось, все — зеркало, ширмы, старый деревянный образ, каждая неровность стены, оклеенной белой бумагой, — все говорило про страдания, про смерть, про то, чего уже больше никогда не будет». Описанное в повести событие можно отнести к сороковым годам XIX в.

Традиция размещения икон в парадных комнатах относится прежде всего к сельским дворянским домам. В городских домах, особенно богатых, из интерьера парадных комнат иконы были исключены уже в середине XVIII века. И все же следует отметить, что размещение икон в парадных комнатах зависело прежде всего от религиозности и вкусов хозяев. Но если в парадных комнатах иконы не всегда помещали, то в спальнях они были обязательны.
А.И. Кучумов, современный исследователь старинного жилого интерьера XIX в., отмечает: «Необходимой принадлежностью спальни были киоты — угольники-божницы. В них размещались фамильные и брачные иконы в дорогих серебряных окладах, перед иконами горели лампады. На стенах спальни, наряду с пейзажами и картинами на религиозные темы, так же, как и в других комнатах, размещались живописные портреты членов семьи и близких».
Так, на акварели Э.П. Гау 1879 г. «Ситцевая спальня в гатчинском дворце с мебелью. 1858 год» видно, что на стене спальни наряду с портретом висит икона. Она поменьше портрета и расположена вверху. Икона находится не в традиционном углу, у окна, а на стене в киоте в виде застекленной рамы для одной иконы.

Читать еще:  Декоративная штукатурка короед в интерьере


Э.П. Гау 1879 г. «Ситцевая спальня в гатчинском дворце с мебелью. 1858 год»

Киоты и иконы в спальнях описаны в художественной литературе. Например, в поэме М.Ю. Лермонтова «Боярин Орша»:
Висят над ложем образа;
Их ризы блещут, их глаза
Вдруг оживляются, глядят —
Но с чем сравнить подобный взгляд?
Он непонятней и страшней
Всех мертвых и живых очей!
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» о спальне старого графа Безухова читаем: «Пьер хорошо знал эту большую разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать под шелковыми занавесями, а с другой — огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освященными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло. »
Киот описан и в повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: «Я заснул в обыкновенное время, но вдруг отчего-то ночью проснулся: комната была ярко освещена, киот с образами растворен, перед каждым образом в золоченой ризе теплилась восковая свеча, мать, стоя на коленях, вполголоса читала молитвенник, плакала и молилась».

В крестьянских избах соблюдение религиозной традиции — украшение переднего угла иконами — соблюдалось вплоть до начала XX века. В повести М.С. Жуковой «Дача на Петергофской дороге» читаем: «В переднем углу образ старинной живописи, то есть темный до того, что нельзя рассмотреть лика изображенного на нем святого. Перед ним лампада, медная, посеребренная, повешена на медных тоненьких цепочках; в нее вставлен небольшой хрустальный стакан, наполненный до половины водою, сверх ее масло, поплавок и зажженная светиленка. Огонь этот, символ любящего сердца, горит день и ночь перед изображением угодника. ».
В книге Н.Н. Шумовой «Русская живопись середины XIX в.» находим репродукцию с рисунка неизвестного художника «Демьянова уха» 1856 г. с изображением киота в крестьянской избе. В левом углу, между окном и стеной, половинчатый киот с раскрытыми двухстворчатыми дверцами. Расположен он от потолка до лавок, которые как два луча расходятся из красного угла. Верхняя часть киота с застекленными дверцами, а нижняя закрыта шторкой. Перед киотом зажженная лампада. Под образами обеденный стол.


«Демьянова уха» 1856 г.

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дано следующее определение: «Кивот — деревянный ящик, поставец. У нас это слово употребляется для означения: ящика, в который ставятся иконы, или рамы со стеклом для образа».
В Советском энциклопедическом словаре (изданном в 1990 году) читаем: «киот (от греч. кibotos — ящик), в православии — застекленный ящик или шкафчик для икон (божница). В других направлениях христианства — витрина для размещения предметов религиозного поклонения».
В. Даль в «Толковом словаре. » дает более подробное определение: «Божница — . украшена иконами, св. книгами для молитвы. Стекольчатый шкаф, поставец разной величины и вида, во всю стену, половинчатый, либо малый, на полочке, для постановки икон, образов, богов, божества, киот, кивот, иногда только полочка, угольник, косыня, потому что народ не подвешивает образов, а ставит их. На божнице хранится и св. вода, освященная верба, пасхальное яичко, иногда Евангелие, и, как на месте не всякому доступном, счеты, расписки, платежные тетради». Из многочисленных образцов особенно были типичны иногда украшенные незатейливой резьбой киоты простой формы: шкафчик (ящик, застекленная рама) с застекленной дверцей, киоты для одной иконы.

Итак, киот — это шкафчик с застекленной дверцей либо для одной иконы, либо для нескольких, напольный или половинчатый. Такие киоты были типичны для помещичьих усадебных домов. Интересен по своей форме киот, изображенный на гравюре М.М. Рашевского (иллюстрации к «Тамбовской казначейше» М. Лермонтова 1874 г.) с рис. М.П. Клодта «Забыта жаркая перина». В правом углу возле окна большой полукруглой формы напольный киот с иконами и лампадой, застеклена только верхняя одностворчатая дверца.
В крестьянских избах самый распространенный киот представляет собой полочку-косыню. Образец такого киота можно видеть в альбоме «Государственная Третьяковская галерея» на репродукции с картины В.И. Сурикова «Меньшиков в Березове». 1883 г. В правом углу две угловые треугольные полочки, расположенные одна над другой. На верхней стоят иконы в металлических ризах («риза — металлический оклад на иконе, оставляющий открытыми только лицо и руки образа»). Перед ними зажженная лампада. На нижней — св. писание, св. вода и т. п. Под образами аналой, на котором лежит евангелие («аналой (от греческого — подставка для книг) — в православных церквах высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения церковные книги, ставят иконы и крест»).


В.И. Сурикова «Меньшиков в Березове». 1883 г.

Таким образом, в помещичьих домах начала XIX века и в крестьянских избах находилось большое количество икон. В парадных комнатах помещичьих домов иконы размещались чаще в маленьком киоте для одной иконы либо в золоченой ризе. В парадных комнатах могло и не быть икон, что зависело от вкусов и религиозности хозяев. Киоты с иконами были непременной принадлежностью спален и специально предназначенных для молений комнат-образных («образная — моленная, комната, убранная иконами, образами, где обычно большой кивот, лампада, свечи, ладаница, налой с св. евангелием»).

В крестьянских домах иконы размещали в красном углу в большом киоте или на небольших полочках. Киоты, резные и простые, были как напольные, так и половинчатые — от потолка до лавок. Часто вместо киота использовались угловые полочки-угольники, которые тоже были разнообразной формы: и в виде треугольника, и полочки, очерчивающей угол (могли быть украшены резьбой). Угольники-божницы могли быть и фигурными. Божница или образница (своего рода открытый киот) и получила свое название от украшения иконами. В больших киотах напольных или половинчатых и на полочках иконы могли быть каждая в отдельном киоте, использовались также золоченые или посеребренные ризы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×