4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Актуальные проблемы дизайна

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА

1. Развитие общества и изменения в сфере мировоззрения и дизайна.

Цели и задачи современного дизайна. Формирование терминологии. Основные исторические этапы становления дизайнерской деятельности и профессионального мышления дизайнера.

2. Фирменный стиль в дизайне. Виды и формы организации дизайнерской деятельности.

Фирменный стиль. Рациональный дизайн Германии и элитарный дизайн Италии. Стиль «Оливетти» и «Браун». Роль и место некоммерческого дизайна в современном мире. Академический дизайн, как образовательная составляющая дизайна. Виды дизайнерской деятельности и формы ее организации.

3. Американский дизайн. Современный коммерческий дизайн.

Чикагская архитектурная школа. Творчество Ф.-Л. Райта. Зарождение американского дизайна. Американские дизайнеры 1-го и 2-го поколения. Специфика американского дизайна. Сравнительный анализ американского и российского дизайна.

4. Скандинавский дизайн. История и современность.

Дизайн таких стран, как: Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия. История становления и современные проблемы скандинавского дизайна. Творчество известных дизайнеров А. Якобсена, В. Пантона, А. Аалто, Э. Аарнио, П. Опсвика и др.

5. Комплекс проблем современного дизайна.

Дизайн и искусство. Модернизм и его влияние на развитие дизайна. Поиск выхода из кризиса культур. Эстетика и искусство во второй половине XX-го века. Vulgar, Kitsch, массовая культура, «мозаичная культура».

Дизайн и прогресс. Научно-технические и социокультурные аспекты профессионального дизайна в период ХХ века.

Дизайн и бизнес. Дизайн и маркетинг.

Академический и коммерческий аспекты дизайна. Влияние мировоззренческих и социокультурных изменений в обществе на смену стилевых направлений в дизайне, массовое и элитарное.

Дизайн и визуальная экология современных городов. Средовой дизайн. Роль фирменного стиля на формирование облика среды. Специфика и влияние графического, рекламного дизайна, моды и элементов ДПИ на средовой дизайн.

Массовая культура и дизайн. Субкультуры, поп-арт, радикальный дизайн, анти-дизайн. «Мемфис», Э. Соттсасс. Эстетика и искусство во второй половине XX-го века

5. Государственная политика в области дизайна.

Государственная политика в области дизайна за рубежом и в современной России. Развитие дизайнерского образования. Союзы дизайнеров.

6. Дизайн, искусство и прогресс постиндустриального общества.

Обзор современных стилевых направлений в мировом дизайне. Постмодернизм, хай-тек, минимализм, техно, деконструктивизм.

8. Современные подходы к проблемам дизайна

Современные подходы к дизайну внутреннего пространства жилых и общественных помещений. Приемы и средства зонирования и трансформации пространств.

9. Авторский подход к решению современных проблем дизайна

Решению современных проблем дизайна общепризнанными мастерами и представителями авангардных течений

Современные технологии и дизайн. Творческие достижения мастеров дизайна конца XX– начала XXI вв. Дж. Коломбо, Г. Пеше, К. Рашида, Р. Арада, С. Калатравы и др.

10. Мода и стиль в дизайне.

Знаково-коммуникационная функция костюма. Понятие моды, стиля, имиджа.

11. Комплексный учет требований дизайна

Комплексный учет требований дизайна при оценке качества современного проектирования в быту, на производстве, в городской среде.

Этический аспект профессии дизайнера.

Литература

1 Аронов А. Теоретические концепции зарубежных дизайнеров М., 1992

2 Аронов В., Иконников А., Дижур А. 100 дизайнеров Запада М., ВНИИТЭ1994

3 Безмоздин Л.Н. В мире дизайна Ташк1990

4 Воронов Н. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1 М: СДР, 2001

5 Воронов Н. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2 М: СДР, 2001

6 Глазычев В.Л. О дизайне. М: 2001

7 Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: 1985

8 Иконников А.В., Каган М.С., Пилипенко В.Р. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М..1970

9 Кантор К. Правда о дизайне. М.,1990

10 Лаврентьев А.Н. История дизайна. М. 2006

11 Михайлов С.М. История дизайна. Том 2 М, 2003

12 Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна М: СДР, 2002

13 Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., 1957

14 Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. М.: 1994

15 Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна М., 2001

16 Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М., 1995

17 Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн М., 1985

Раздел VII

ЭРГОНОМИКА

1. Теоретико-методологические основы и принципы эргономики.

Методы научных исследований. Объект и предмет исследований эргономики. Цели и задачи эргономики. Зарождение и развитие эргономики как науки. Сущность эргономики и ее связь с архитектурой и дизайном. Основные эргономические показатели.

2. Эргономика и основы композиционного формообразования в дизайне.

Взаимосвязь эргономики с архитектурой, дизайном и архитектурной бионикой. Эргономика, композиция, формообразование. Учет эргономических факторов при решении композиционных задач в интерьерном и графическом дизайне, в проектировании костюма и ДПИ. Влияние эргономики на принципы формообразования. Три составляющих формообразования в дизайне и архитектуре. Тектоника.

Основы комбинаторики в эргономике, архитектуре и дизайне. Элементы композиционной комбинаторики в интерьерном и графическом дизайне, костюме и ДПИ.

Хиротехника. Предметный дизайн. Органы управления.

Масштаб, масштабность. Указатели масштаба.

3. Антропометрия и эргономическая биомеханика. Методы эргономики.

Антропометрия. «Человек есть мера всех вещей» (Протогор). Системы мер древности и современности. Антропометрические признаки и их межгрупповые различия. Эргономическая биомеханика. Биомеханические данные человека.

Методы эргономики, их развитие и использование в проектировании. Соматотипия. Перцентиль. Соматография.

Рабочее место. Положение тела во время работы. Рабочие движения, ритм, скорость. Эргономические требования к организации рабочих движений. Принципы и эргономические требования к проектированию рабочего места. Организация рабочего места дизайнера. Основные параметры и эргономические требования. Зоны досягаемости моторного поля человека.

Рабочие сидения. Эргономические требования к проектированию и компоновке мебели, оборудования и рабочих сидений. Дизайн интерьера с учетом эргономических требований.

4. Санитарно-гигиенические требования, безопасность труда и жизнедеятельности человека.

Гигиена труда, ее цели и задачи. Безопасность жизнедеятельности человека. Средства защиты человека и конструкций. Освещение и особенности зрительного восприятия человека. Климатические условия. Температурно-влажностный режим. Шум, вибрация. Средства защиты. Ольфактроника, эргономические требования.

5. Основы физиологии жизнедеятельности человека. Основы психологии.

Физиология труда, ее цели и задачи. Виды физических нагрузок. Режим труда и отдыха. Психология труда и жизнедеятельности. Психофизиология. Эргономика и инженерная психология. Категории психофизиологической организации человека, фазы ее изменений. Особенности зрительного восприятия человека. Физиологическая оптика в архитектурно-дизайнерском проектировании. Использование физиологической оптики при решении интерьеров, графического дизайна, проектировании костюма и ДПИ. Зрительная сопоставимость.

6. Основы гуманистического подхода в проектной деятельности. Эргодизайн.

Решение проблем гуманизации техники и оптимизации условий труда и быта с помощью эргономики (адаптация и индивидуализация среды). Взаимосвязь эргономики и технической эстетики. Средства отображения информации /СОИ/. Эргономические требования к средствам отображения информации (СОИ). Эргономические требования к проектированию визуальных, информационных и систем управления.

Эргономический аспект восприятия цвета. Цвет и психовосприятие. Эргономические требования к цветовому решению изделий ДПИ, костюма, интерьерных пространств и графического дизайна.

Эргономические требования к разработке спецодежды и спецобуви.

Эргодизайн. Комплексный учет требований дизайна при оценке качества эргономического проектирования. Специфические виды эргономических систем. Эргономика в быту, на производстве, в городской среде. Окружающие человека бытовые, технические предметно-пространственные системы и эргономические требования к ним. Эргономика и средовой дизайн города (малые формы, входы, витрины, вывески и т.д.)

Литература

1 Аствацатуров А.Е. Основы инженерной эргономики. Ростов, 1991

2 Аруин А.С., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М., 1989

3 Вокотруб И.Т. Основы комбинаторики в художественном конструировании. Киев: Высшая школа, 1986

4 Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для худож. учеб. заведений. Киев: Высшая школа, 1988

5 Даниляк В.И., Мунипов В.М., Федоров М.В. Эргодизайн, качество, конкурентоспособность. М., 1990

6 Костюков Н.И., Щепакин М.Б. Эргономика. М., 1994

7 Мунипов В.М. Эргономические основы художественного конструирования ВНИИТЭМ. 1978

8 Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001

9 Синглтон В.Т. Введение в эргономику. /Перевод с англ. Эреза В.П. М., 1974

10 Шмид М. Эргономические параметры. М.,1980

Российский дизайн: актуальные проблемы и перспективы в контексте трансформации рынка интеллектуальных услуг и в общества

Родькин П.Е. Российский дизайн: актуальные проблемы и перспективы в контексте трансформации рынка интеллектуальных услуг и в общества // Искусство — Образование — Культура: традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 5—6 апреля 2018 г.). М.: Институт современного искусства, 2018. С. 275—280.

Статья посвящена анализу проблем развития российского дизайна в контексте социально-экономических изменений в обществе и трансформации рынка интеллектуальных услуг. В статье отмечаются ключевые проблемы дизайн индустрии, связанные с негативной тенденцией деинтеллектуализации, отсутствием современной теории, экспертных коммуникаций, а также поиска субъектности в системе креативных индустрий и общественных отношений.

Ключевые слова: дизайн, российский дизайн, советский дизайн, рынок интеллектуальных услуг, дизайн и общество.

Российский дизайн является одной из достаточно динамично развивающихся индустрий рынка интеллектуальных услуг. Вместе с тем, понимание направления развития и перспектив российского дизайна невозможно без его критического анализа. Под «российским дизайном» понимается совокупность направлений дизайна: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды, веб-дизайн, дизайн интерьеров, транспортный дизайн и т.д., которые также можно объединить понятием «креативная индустрия». Российский дизайн описывается не через школу или стиль, а через структуру проектных отношений, непосредственный предмет деятельности, положение на рынке и общественное значение.

Читать еще:  Шебби шик в интерьере ванной

Этимологически современный российский дизайн является продолжением и развитием советского дизайна. «Советский» в данном случае является не оценочной (положительной или отрицательной) характеристикой, а объективной координатой конкретного исторического периода развития, в котором были сформированы его основные черты и особенности. Как отмечает А. Зиновьев: «Как в идеях коммунизма, так и в реальном коммунизме не было предусмотрено и заложено то направление эволюции материальной культуры, какое определилось во второй половине нашего столетия… Свой собственный, отличный от западного путь развития материальной культуры советский коммунизм не успел выработать. … Триумфальный прогресс западной материальной культуры овладел всем человечеством, и шансы Советского Союза составить ему конкуренцию к концу холодной войны стали минимальными» [4, c. 451-452]. Включение дизайна в сферу идеологии на Западе (потребление помимо чисто коммерческих функций, носило ярко выраженный идеологический характер, иногда даже приравниваясь к акту патриотизма, что иронично описывает Н. Кляйн [5, 223]) оказалось чрезвычайно продуктивным.

Новый постсоветский мир быстро наполнился новыми вещами, брендами, смыслами и интерфейсами, изменившими образ жизни и ориентира человека. Радикальные изменения поставили российский дизайн в качественно новые условия существования и если, например, графический дизайн смог преодолеть этот перелом, полностью вписавшись в новую систему, то промышленный дизайн долгое время казался невостребованным. Российский дизайн прошел несколько этапов: трансформация экономического уклада в 1990-е, экономический рост в 2000-е и последующий кризис 2009 года, а также наметившийся перелом 2014 года, связанный с новой вехой отношений между Западом и Россией. Проблемы профессиональной и культурной субъектности, идентификации и самоидентификации, которой в целом не существовало для советского дизайна, остается для российского дизайна по-прежнему актуальной.

Современные креативные (творческие) индустрии, главными составляющими которых являются реклама, дизайн и маркетинг, до сих пор являлись проводниками западных культурных и политических ценностей и образа жизни. Такая ситуация имела под собой объективные причины: с новыми товарами в страны постсоветского пространства хлынули и новые смыслы, и креативные индустрии стали инструментом продвижения и их внедрения. Но сегодня российские креативные индустрии оказались не готовы к работе в новых условиях по выстраиванию, например, цепочек стоимости российской продукции, если она не связана с западной ценностной и инструментальной базой и парадигмами. Как отмечает Ю. Васерчук: «Западная схема управления креативным бизнесом механически транслирована в отечественные условия. … Исследовательский пафос в большинстве случаев оказывается неуместным и неудобным, он нивелируется в пользу изучения приемов, повышающих конкурентоспособность. … Страдает проектная культура дизайна …, ее экспериментальная база, возрастает инертность в профессиональной среде» [3, 99-100].

Проблема заключается в том, что в условиях глобализации продукт, производимый дизайн индустрией, не является уникальным и эксклюзивным, в том смысле, что разработчики в области брендинга, маркетинга и дизайна — заменяемы. Сегодня все российские рекламные и дизайн агентства можно выдавить с национального рынка и «поменять» на иностранные и транснациональные, причем аудитория, т. е. потребитель этой замены просто не заметит. Данные негативный процесс развивается через привлечение иностранных разработчиков в тех проектах, которые могли бы быть не менее качественно реализованы отечественными специалистами. Одним из примеров такой ситуации является айдентика Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, разработанная лиссабонским брендинговым агентством «Brandia Central». Российские представители креативной индустрии в 2014 году выразили недовольство качеством нового логотипа, но вопрос: почему дизайн национального события снова отдали иностранным, а не национальным разработчикам — остался без ответа.

Формированию собственных гуманитарных и коммуникативных инструментов современной экономики в условиях ужесточающийся мировой конкуренции препятствует тенденция деинтеллектуализации дизайна. Российский рынок интеллектуальных услуг испытывает крайне негативные тенденции. Подробно данная ситуация рассмотрена в анализе «Мониторинга сектора интеллектуальных услуг в России» (НИУ ВШЭ — «Ромир», 2007—2013 гг.) И. Березина. Так, согласно данному исследованию: «в два раза — до 4,5% — снизилась доля сотрудников с двумя высшими образованиями, ученой степенью или дипломом МВА, а доля сотрудников без высшего образования не изменилась — около 12,5%». При этом «с 20% до 9% сократилась доля инновационных услуг в общем объеме реализации услуг компаниями — производителями инновационных услуг». Таким образом, как констатирует Березин, «качественные сдвиги на рынке интеллектуальных услуг в России в 2007—2013 годах имеют ярко выраженный негативный характер» [2].

В рамках этой тенденции устанавливается негативный тип управленческих отношений между участниками дизайн-проекта. Эту ситуацию описывал еще американский дизайнер П. Рэнд, отмечая что: «Большинство менеджеров рассматривают дизайнера как пару рабочих рук, поставщика картинок, а не стратегического игрока в бизнесе. По профессии они в основном маркетологи, специалисты по закупкам, продажам или рекламщики… У них есть уникальное право судить о дизайне, но нет никакой квалификации для такой работы» [9, c. 53]. За современным менеджментом, а также маркетингом и брендингом стоит развивающаяся теория, которая формирует отношение к проблемам, в то же самое время серьезная теоретическая база в российском дизайне отсутствует. Нет языка, чтобы описать стратегии, задачи, цели, миссию современного российского дизайна. Теория дизайна в России находится в состоянии стагнации: нет заказчика ни со стороны государства, ни со стороны бизнеса, ни в первую очередь со стороны самого дизайн-сообщества. Последние двадцать лет дизайн индустрия существует без актуальной теории (мировоззрения) и понимания современного общества и общественно пользы, то что фактически у западного дизайна с падением Ульмской школы [1] было фактически отобрано в конце 70-х годов ХХ века. Если нет серьезных идей, которые были бы значимы для общества, нет осмысленной повестки, нет дискурса, то не может быть и диалога с обществом. Д. Барнбрук отмечает: «Было время, когда считалось, что у дизайнера важная общественная роль. Он мог предать людям важную информацию или улучшить наш образ жизни. Сегодня мы, кажется, забыли об этих возможностях. . Дизайн все еще может изменить общество, и мы должны вспомнить об этом» [4, c. 28]. Его позицию разделяют целый ряд других представителей современного дизайна, как замечает С. Загмайстер: «Очень много отлично и с юмором выполненной, красивой, но тем не менее — ерунды. Я считаю, что эта пустота объясняется тем, что большинство дизайнеров ни во что не верит. Мы мало внимания уделяем политике, нас не волнует религия. У нас нет твердой позиции ни по какому вопросу. При такой гибкости можно ли создать сильный дизайн?» [4, c. 156].

Сегодня дизайнер занимается в основном осваиванием инструментария, превратившись в «профессионального идиота», для выполнения технических заданий, составленных профессионалами в других областях. Дизайнер в России воспринимается не только в бизнес-среде, но и уже в креативной сфере (маркетинга, брендинга и рекламы) в качестве безмолвного исполнителя, который не имеет права на свое мнение. Данная ситуация проявляется, когда дизайнеры не могут выразить свое экспертное мнение при очередном появлении непрофессиональных и наиболее резонансных проектов в области государственных коммуникаций и брендинга территорий [7]. Одной из причин такого положения для российской дизайн-индустрии является отсутствие собственных экспертно-медийных ресурсов, с помощью которых продвигаются интересы всей отрасли.

Таким образом, насытив «визуальный голод», как его точно обозначил С. Серов [10], российскому дизайну необходимо утолить голод интеллектуальный. Без теории дизайн не может развивать практику, обогащать и развивать свой язык и не способен к социальному высказыванию. Если качественного роста в данной сфере не произойдет, российский дизайн может быть заменен на дизайн-импорт. Не следует забывать также фактор новых субъектов рынка: в среднесрочной перспективе при сохранении темпов и вектора развития КНР следует ожидать появления нового мирового феномена в виде оригинальной школы и индустрии китайского дизайна. Следует отметить, что национальные дизайн-школы во многих странах мира поддерживаются на государственном уровне, России такую школу фактически нужно создавать заново.

Отмеченные проблемы непосредственно влияют и на положение дизайна на рынке коммуникационных услуг, к изменениям внутри которого дизайн-сообщество не готово. Дизайнер переводится в разряд обслуживающего класса с минимальным правом участия и влияния на рынок и на производимый в нем продукт. Речь идет не о количественном уменьшении рынка дизайн-услуг, а о его качественном переформатировании. Фактически вопрос может быть поставлен следующим образом: частью какой креативной индустрии становится дизайн? Ответ очевиден: чтобы стать полноправным субъектом экономики и активно влиять на результаты дизайн продукта, иметь не только исполнительские, но и партнерские отношения с заказчиком, стать ментором, дизайнерам и дизайн отрасли в целом требуется расширение профессиональных и личностных компетенций, которое невозможно осуществить без современного образования, включающего знание основ экономики, бизнеса, менеджмента, брендинга и маркетинга.

Условиями развития российского дизайна в контексте изменений в экономике и обществе, которые должны быть поддержаны дизайн-сообществом, являются:

  • импортозамещение;
  • системная реиндустриализация;
  • встраивание дизайна в цепочки добавленной стоимости;
  • модернизация организационно-управленческой структуры современного производства;
  • «национализация» потребления.
Читать еще:  Красивый интерьер ванной комнаты

Инструментами достижения указанных условий со стороны дизайна являются:

  • отказ от некритического восприятия концепции постиндустриального общества;
  • уплотнение коммуникаций между заказчиком и разработчиком через институционализацию и изменение роли профессиональных сообществ;
  • преодоление деинтеллектуализации;
  • возврат к реальному дизайн-мышлению, характерному для индустриального типа обществ.

В новом технологическом укладе постпотребительского общества [8], в реальности интегрированных коммуникаций XXI века, в существующем виде для дизайн-индустрии нет ниши, ее нужно занять. Политэкономическая субъектность может быть возвращена российским дизайном только в рамках концептуальной новизны. Но для этого дизайн должен обрести свой голос и фактически заново начать серьезную и чрезвычайно сложную работу по реинтеграции в экономику и общество. Тем более, что такие позитивные примеры в истории российского дизайна существовали в виде русского футуризма и советского конструктивизма.

Сегодня перед российским дизайном стоят новые качественные структурные и концептуальные вызовы, обусловленные глобальными и фундаментальными изменениями в России и мире. Только ответив на эти вызовы, российский дизайн сможет перейти от культурного транзита к производству и обрести субъектность в российском обществе.

  1. Аронов В. Дизайн в культуре XX века. 1945—1990. М.: Издатель Д. Аронов, 2013. — 406 с.
  2. Березин И. Упадок интеллекта (Качественные изменения на рынках интеллектуальных услуг с 2007 по 2013 год) // Однако. 2014. №174. С. 220—238.
  3. Васерчук Ю. Отечественная проектная культура дизайна рекламных полос. Модель подготовки дизайнеров-рекламистов // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012, № 1/2. С. 98–109.
  4. Филь Ш., Филь П. Графический дизайн XXI века (Graphic Design for the 21st Century. Charlotte & Peter Fiell). TASCHEN, 2008 — 192 с.
  5. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М.: Астрель, 2008. — 576 с.
  6. Кляйн Н. Заборы и окна: Хроники антиглобализационного движения. М.: Добрая книга, 2005. — 304 с.
  7. Родькин П. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность. М. : Совпадение, 2016. — 248 с.
  8. Родькин П. На пути к постпотребительскому обществу // Смена вех 3.2. Выпуск 1. М.: Издательство ИП Ракитская Э.Б. (R) Э.РА, 2015. C. 41—76.
  9. Рэнд П. Дизайн: форма и хаос. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2013. — 244 с.
  10. Серов С. Наша дизайн-периодика. Журнал «Реклама». URL: http://art1.ru/design/nasha-dizajn-periodika-chast-1-zhurnal-reklama/ (дата обращения: 12.02.2018).

Родькин П.Е. Российский дизайн: актуальные проблемы и перспективы в контексте трансформации рынка интеллектуальных услуг и в общества // Искусство — Образование — Культура: традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 5—6 апреля 2018 г.). М.: Институт современного искусства, 2018. С. 275—280.

Скачать статью в PDF

22 апреля 2018 г.

Материалы по теме:

Российский промышленный дизайн: в поисках политэкономической субъектности
Политэкономическая субъектность может быть возвращена российским промышленным дизайном только в рамках концептуальной новизны. Но для этого промышленный дизайн должен обрести свой голос и начать (фактически заново) серьезную и чрезвычайно сложную работу по реинтеграции в экономику и общество.

Актуальные проблемы дизайна

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙНА В РОССИИ

Митрохина Мария Сергеевна

студентка 4 курса, кафедра «Дизайна и рекламы» ВШНИ (Омский филиал), РФ, г. Омск

Серебренникова Екатерина Сергеевна

научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин ВШНИ (Омский филиал), РФ, г. Омск

Дизайн в самом широком понимании этого слова стал неотъемлемым признаком современного общества. Он занимает всё новые и новые ниши не только человеческого бытия, но и его сознания. Опыт развития государств свидетельствует о том, что дизайн как ключевой элемент современной экономической политики обеспечивает её устойчивость и конкурентные преимущества на мировом рынке [1].

Действительно, дизайн, как элемент культуры и экономики с каждым годом набирает актуальность и претерпевает существенные изменения. Большинство этих изменений и в том числе актуальности характерно для западных стран. В России понятие «Дизайн» остаётся всё равно на уровне познания и становления. Сфера дизайнерских услуг очень многогранна. В России на данном этапе развития широкую востребованность получил графический дизайн во всём его проявлении. Проявления дизайна в архитектуре, строительстве, одежде, к сожалению, пока на стадии становления. Интересен тот факт, что обучение по вышеизложенным сферам дизайна российские Вузы в полной мере осуществляют. Но дальнейшая востребованность выпускников, как специалистов на рынке труда, отсутствует в связи с небольшим количеством или вообще отсутствием объектов трудоустройства, т.е. предприятий. В связи с этим для России, можно сделать вывод о том, что всё же остаётся проблема «утечки мозгов». Востребованность специалистов в сфере «Дизайна» на западных и европейских рынках намного выше. Рассматривая дизайн в сфере одежды, можно также сделать вывод о его недостаточной развитости и внедрённости в российскую экономику. Россия больше зависит от импорта одежды, не учитывая тот факт, что у нас достаточное количество модельеров, готовых создать свою индустрию моды.

На наш взгляд, анализируя сферу ландшафтного дизайна, можно сделать вывод о его ещё большей неразвитости. Хотя данный вид дизайна может стать высокорентабельной бизнес-идеей, в связи с ростом индивидуального жилого строительства.

До последнего времени в нашей стране дизайну, как одному из секторов экономики, уделялось недостаточно внимания, ввиду того, что были другие более насущные проблемы промышленности. Специалистов по дизайну в России традиционно готовили и готовят гуманитарные ВУЗы, классификатор специальностей высшего профобразования относит промышленный дизайн к группе «Культура и искусство». С точки зрения реальной проектной практики уровень подготовки в них не соответствует современным требованиям по причине полной оторванности этих учебных заведений от инженерной сферы и реального производства. Превратить рисунок в готовый продукт — главная проблема для выпускников гуманитарных ВУЗов. Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что в России к дизайну относятся только как к направлению культурологии, не анализируя факт экономической составляющей этого понятия [2].

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы развития промышленного дизайна в России.

Во-первых, недостаточность внимания, уделяемая уровню дизайна при осуществлении различных видов деятельности (к примеру, в промышленном строительстве), недоиспользование возможностей дизайна, негативно сказывается на качестве жизни населения. В наши дни, уровень дизайна при промышленном строительстве низок, ему уделяют мало внимания, не раскрывают всех возможностей, в связи с этим страдает качество жизни населения.

Во-вторых, низкий уровень внутреннего спроса на дизайн, связанный с низкой осведомленностью о преимуществах и возможностях применения дизайна со стороны руководителей предприятий, сдерживает уровень конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Руководители предприятий имеют скудные познания в применении и преимуществе дизайна. Выпускаемая ими продукция довольна однообразная, не содержит индивидуальности, следовательно, наблюдается и низкий спрос на дизайн.

В-третьих, на наш взгляд, самая существенная проблема, заключается в низкой вовлеченности и заинтересованности большинства дизайнерских компаний мирового рынка в отношении российского рынка, что возможно препятствуют принятию зарубежного опыта нашими российскими компаниями. На наш взгляд, это не является отрицательным моментом при развитии сферы предоставления дизайнерских услуг. Российский рынок не вызывает у западного рынка желания инвестирования в связи с малой покупательской активностью в большинстве регионов, вызванную средним уровнем дохода и низким уровнем компетентности в отношении дизайна. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что для российских предпринимателей остаётся не освоенная рыночная ниша – сфера предоставления дизайнерских услуг, которая уже начинает представлять интерес для инвестирования и развития.

В-пятых, отсутствие высококвалифицированных специалистов. В сложившейся российской ситуации подготовка специалистов в области промышленного дизайна на базе технического университета способна дать наиболее быстрые и эффективные результаты. Может быть использована уникальная возможность сочетания дизайнерской подготовки с отраслевой ориентацией.

Исходя из вышеизложенных проблем, можно предложить некоторые пути решения.

Во-первых, проблему недоразвития и отсутствия понимания сферы дизайна, нужно начинать решать ещё на стадии получения образования. Обучение студентов по специальности «Дизайн» зачастую происходит в не специализированных ВУЗах. Это связано, так скажем, с модой на это направление. Учебные учреждения, которые по своей специфике являются экономическими или педагогическими, открывают на своей площадке специальности по дизайну, в большинстве случаев не имея не производственных мощностей, ни внешние связи для прохождения практики и трудоустройства и т.п. На этот процесс могут уйти долгие года, а обучение и выпуск «некомпетентных» специалистов с каждым годом набирает обороты.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что каждое учебное учреждение должно подходить к открытию новых специальностей и обучению на старых довольно основательно и продуманно.

Во-вторых, развитие, особенно промышленного дизайна должно быть одним из приоритетных направлений развития экономики государства. Это может проявляться и в субсидировании, в льготном налогообложении. Данная методика может привлечь внимание со стороны предпринимателей и стать объектом внимания и вложения средств.

Читать еще:  Красивые интерьеры маленьких ванных комнат

В-третьих, проблему недостаточной осведомленности со стороны потребителей в отношении многогранности и знаний в сфере дизайна могут решить рекламные компании и брендинг. Данная методика будет актуально для предприятий, которые уже оказывают дизайнерские услуги. Действительно, очень низкая осведомлённость о дизайнерских услугах формируется на российском рынке вследствие недостаточной рекламы или вообще её отсутствия. Как известно, реклама – двигатель торговли. Западные компании на продвижение и поддержание своего бизнеса вкладывают в рекламную отрасль до 70% своего дохода. В российских компаниях немного другой менталитет в отношении ведения бизнеса, что впоследствии сказывается не лучшим образом.

Анализируя все вышеизложенные пути решения, можно сделать вывод о том, что развитие такого направления искусства и экономики как «Дизайн» обязанности учебных учреждений, как фундамента; государства, как промежуточного звена и самих предпринимателей, ведь реклама – двигатель торговли в том случае, если исходит от производителя.

5 основных проблем веб-дизайна и разработки

Создание сайтов нельзя назвать легким делом, и справиться с ним за пару дней не получится. Успешный проект —…

Создание сайтов нельзя назвать легким делом, и справиться с ним за пару дней не получится. Успешный проект — результат слаженной работы команды дизайнеров, разработчиков и специалистов по Интернет-маркетингу. Порой создать сайт, который идеально отвечает всем требованиям, достаточно дорого.

Будучи клиентами, мы хотим знать, за что мы платим. Чтобы получить четкое представление о реальной стоимости услуг, важно знать самые типичные проблемы, с которыми сталкиваются вовлеченные в него специалисты — веб-дизайнеры, разработчики, специалисты по Интернет-маркетингу, без которых создание сайта просто невозможно.

Веб-дизайн и разработка: 5 основных проблем

Работа в области веб-дизайна и разработки не настолько творческая, как кажется. Сегодня создание сайта в основном заключается в тесном взаимодействии между клиентами и командами, предоставляющими им услуги. Суть веб-разработки — в создании проекта, которым будет доволен клиент.

Что это значит? Проект по веб-дизайну должен отвечать бюджету заказчика, и при этом должен быть готов строго по графику или даже раньше назначенного срока. Давление может оказывать кто угодно — клиент, его заказчик или ваш начальник. Исходя из этого, давайте пройдемся по основным проблемам веб-дизайна и разработки, с которыми может столкнуться команда.

№1 Клиенты не знают, чего хотят

Перед тем, как приступать к работе, дизайнер и веб-разработчик должны встретиться с клиентом и уточнить все его требования, составить ТЗ и узнать, чего ожидает клиент от конечного результата их работы.

К сожалению, зачастую у клиентов нет четкого плана или видения того, чего они хотят. Общие фразы, вроде «Я хочу, чтобы аудитория была в восторге от моего сайта», не дают команде разработчиков никаких четких инструкций, что нужно сделать, чтобы эту аудиторию впечатлить.

Перед встречей с клиентом для обсуждения его ожиданий стоит составить небольшой опросник. Хорошая идея — попросить клиента предоставить вам несколько примеров уже существующих сайтов, которые ему особенно понравились. Даже если клиент приведет примеры сайтов с не очень качественным или устаревшим дизайном, у вас будет хотя бы общее представление, чего он хочет.

Что касается технической стороны вопроса, стоит спросить клиента об обязательных функциональных элементах сайта. Не забудьте уточнить главные цели, которых хочет добиться клиент с помощью своего проекта. Например, это может быть чисто образовательный проект или Интернет-магазин, нацеленный на конверсию. Ведь от простоты или сложности требований к функционалу и технической стороне сайта зависит выбор инструментов и элементов веб-дизайна, приемы онлайн-продвижения.

Можно, конечно, все немного упростить, и предложить клиентам остановиться на каком-нибудь варианте из галереи готовых шаблонов . Такие шаблоны подходят для быстрого решения. Кроме того, их можно импортировать и персонализировать в соответствии с личными или коммерческими потребностями.

№2 Клиенты не уверены в своем бюджете

Перед тем, как приступить к работе, дизайнерам, разработчикам и маркетологам нужно знать, сколько денег они могут потратить на проект. Готовясь к встрече с клиентом, нужно подготовить для него диапазон ценовых предложений. Если клиент не знает приблизительной суммы инвестиций в Интернет-проект, можно показать несколько тарифных планов. Никогда не лишне продумать разные варианты и предоставить клиенту что-то вроде сметы на основе технического задания.

Еще один момент, который нужно учитывать команде веб-дизайна, это потенциал клиента. Что это значит? Под потенциалом мы имеем в виду, достаточно ли у клиента средств, чтобы оплачивать ваши услуги с самого начала и продолжать работать с вами в долгосрочной перспективе.

Если вы не уверены в потенциале своего клиента, придерживайтесь стоимости своих услуг. Однако вы всегда должны быть в состоянии четко объяснить, почему ваши услуги стоят тех вложений, которые вы указали в своем прайс-листе.

№3 Трудности веб-дизайна

Отслеживание новых трендов в веб-дизайне — одна из самых больших сложностей, с которыми сталкиваются все веб-дизайнеры вне зависимости от уровня мастерства. Всемирная паутина находится в процессе постоянных изменений – тренды приходят и уходят. Постоянно адаптироваться к этим переменам действительно сложно, причем всем, кто работает в нише веб-дизайна и разработки. Но кроме необходимости приспосабливаться к последним разработкам в Интернет-сфере, веб-дизайнерам и разработчикам приходится также адаптироваться и к постоянно меняющемуся поведению клиентов.

Создание веб-дизайнов, совместимых с мобильными устройствами и доступных для просмотра тем пользователям, которые заходят в Интернет с мобильного — еще один современный вызов для веб-дизайнеров. В США люди проводят 51% своего времени за мобильными устройствами. И именно веб-дизайнеры отвечают за то, чтобы проект был доступен всем людям, просматривающим Интернет-контент с самых разных устройств в разных уголках земного шара. Важно, чтобы на маленьком экране отображались все основные функции и элементы, а ключевую информацию можно было легко прочитать.

Сложно обеспечить удобство просмотра данных для разных пользователей, а еще сложнее разработать структуру сайта с навигацией, которая была бы интуитивно понятна абсолютно всем посетителям вашей веб-страницы. Кстати, это один из самых существенных факторов, влияющих на практичность и простоту использования вашего сайта. Если клиент увидит, что в вашем контенте сложно ориентироваться, то он скорее всего просто уйдет к конкурентам — особенно если там делают сайты, где необходимые данные можно найти за пару кликов.

№4 Трудности разработки веб-приложений

Веб-дизайнеры — не единственные, кто сталкивается с трудностями при создании сайтов. Некоторые проблемы приходят и уходят, а некоторые продолжают появляться вследствие постоянного развития веб-технологий. Давайте рассмотрим самые большие сложности, с которыми могут столкнуться веб-разработчики:

Из-за растущего числа приложений-браузеров разработчикам приходится адаптировать свои Интернет-проекты: чтобы проект одинаково хорошо смотрелся в любой веб-среде, нужно проработать HTML-код и каскадные таблицы стилей для всех доступных приложений-браузеров.

Файлы cookies — постоянный предмет бурных обсуждений: разработчики должны устранять ошибки, связанные с работой сайта в разных браузерах, но проблемой для них становятся пользователи, которые отключают файлы cookies. Решением может стать требование разрешить файлы cookies для входа на сайт.

№5 Трудности Интернет-маркетинга

В продвижении брендов Интернет-маркетологи встречаются с несколькими трудностями:

Чтобы охватить более широкую аудиторию и сделать так, чтобы больше людей узнало о бренде, маркетологам нужно проводить аудит своей онлайн-деятельности. В рамках стратегии Интернет-маркетинга специалисты должны создавать содержательный контент с адресными ключевыми словами и анализировать, какие каналы будут более эффективными для продвижения.

Создание персон покупателя, а также выявление потребностей и ожиданий целевой аудитории. Инструменты вроде Wigzo помогают маркетологам создавать персоны и понимать настоящие нужды клиента. При этом они тестируют каждый элемент контента на сайте, в мобильном приложении или электронном письме, анализируют пользовательское поведение и выдают аналитику по стратегии вовлеченности пользователей в реальном времени.

Использование социальных сетей

Считается, что социальные сети обеспечивают быстрое и, главное, бесплатное вовлечение аудитории. Однако из-за самой своей природы разные каналы соцсетей сложно контролировать. Ведь чтобы поддерживать вовлеченность, нужно регулярно публиковать посты и уделять время на общение со своей аудиторией, причем способ общения может быть совершенно разным в зависимости от платформы и аудитории.

Заключение

В попытках создать годный проект веб-дизайна, который будет нравиться и веб-сообществу, и клиентам, веб-дизайнеры, разработчики и специалисты по маркетингу должны быть готовы ко всем перечисленным трудностям. Многие из них взаимосвязаны и являются общими для разных специалистов в области веб-дизайна. Важно отметить, что они зачастую характерны для определенной отрасли. На фоне стремительного развития различных тенденций в веб-дизайне, специалистам как никогда важно объединять усилия, понимать ожидания клиентов и стремиться к достижению общих с клиентами целей, ну и конечно, следовать нашим советам.

Вы веб-дизайнер, разработчик или специалист по Интернет-маркетингу? Расскажите нам о трудностях, с которыми сталкиваетесь в работе вы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×